Четверг
27282930
Архив записей
Наш опрос
Почерпнули ли Вы что-то полезное на этом сайте?
Всего ответов: 17

free counters Locations of visitors to this page

Блог

Главная » 2010 » Сентябрь » 27 » восхождение на Эльбрус…. как это было
17:11
восхождение на Эльбрус…. как это было
автор -Юрий Кондаков
Краткая справка: высота горы Эльбрус – 5642 метра. Находится он в России, на границе Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии (надо же, выучил эти слова :) Недалеко от Эльбруса также проходит граница с Грузией.
Цель поездки или "Зачем я поехал?", "К чему все это нужно?"
Немного познакомившись с горами Украины в 2006-2008 годах, я понял, что бродить по горам с огромными рюкзаками за спиной весьма интересное, хоть и нелегкое занятие. К тому же я очень люблю фотографировать, а поход это всегда новые красивые места, новые пейзажи, новые люди. За спиной у меня восхождение в кроссовках на снежную Говерлу 30 апреля 2006 года, затем несколько походов в майский Крым и Карпаты. Мне кажется только в горах или далеко за городом, где-нибудь на природе, можно забыть про обыденность жизни, забыть про все ежедневные наши проблемы и по-настоящему отдохнуть. Отдых на песке у моря конечно тоже хорошо и полезно, но мне больше импонирует морозная, со снегом и ветром погода: вот почему восхождение на наивысшую точку Европы не казалось мне уж столь страшной и бредовой идеей. Восхождение – неплохая возможность доказать самому себе, что ты можешь поставить перед собой цель и достичь ее, как бы трудно это не было.
В декабре 2008 года, прошарив интернет, я наткнулся на фирму, которая организовывает восхождения на Эльбрус и, прочитав на их сайте комментарии людей, уже на Эльбрусе побывавших, принял для себя решение - в 2009 году покорить этот величественный двуглавый вулкан.

"Насколько это сложно?"
Я не считаю себя альпинистом. Меня не привлекают сложные горные подъемы с веревками, карабинами и прочим снаряжением, по крайней мере, сейчас. Я отношу себя к "такой себе" особой категории людей - горным туристам-фотографам. Подъем на Эльбрус технически не сложный – весь маршрут пеший, не нужно "идти на карачках", лазить по веревкам. Поскольку Эльбрус и летом и зимой покрыт льдом и снегом, то основное снаряжение для восхождения это кошки, которые необходимо одеть на добротные горные теплые ботинки, а также ледоруб. Всё бы хорошо, если бы не одно маленькое но :). На высоте 4-5 км гораздо меньше воздуха, чем на привычной нашему организму высоте (около 1 км). На самой верхушке давление в 2 раза меньше обычных нам 760 мм. Меньше воздуха – меньше кислорода попадает в кровь, хуже работает весь организм. Это наверное и есть самая большая сложность при подъеме. У туристов эту болезнь называют горянка или горняшка. У разных людей она проявляется по-разному. В моем случае она проявлялась в виде тупой головной боли, отсутствии аппетита, слабости во всем организме, опухлости лица, не желанием куда-либо идти, что-либо делать. Есть несколько методов борьбы с ней – идти с кислородным баллоном, но это как-то не серьезно что-ли, несолидно: 4-6 км это еще не те высоты, где нужно пользоваться кислородным баллоном. Существуют таблетки от горянки, но они спасают только на некоторое время. Чтобы предотвратить "болезнь" или уменьшить ее влияние нужна акклиматизация – постепенный набор высоты с постепенной адаптацией организма к новым условиям малокислородия. По-хорошему, нужна была 2-х недельная акклиматизация, у меня же была однонедельная :).

Акклиматизация
Акклиматизация проходила с 4 по 10 сентября в 35-40 км от Эльбруса. Уже первая ночевка в палатке была на высоте 2300 метров. Никакого ухудшения состояния здоровья я не почувствовал. Не почувствовал я изменений и на высоте 2700 – следующей ночевке. Но организм все равно в это время потихоньку адаптировался. Следующая ночевка 3500 – УРА… ВОТ ОНО… ЕСТЬ, наконец-то – ЗДРАВСТВУЙ ГОРЯНКА!)) Слегка побаливает голова, потихоньку пропадает аппетит, легкое головокружение….. Пью много чая (говорят помогает), впихиваю в себя еду. Сон прерывистый, но все же высыпаюсь. В последний день акклиматизации подъем с 3500 до 4100 м уже в полном обмундировании – в кошках с ледорубом, по леднику, и возвращение днем обратно в лагерь на 3500. Вот именно в этот момент, после спуска, а не на самой высокой точке акклиматизации, мне стало совсем плохо. Посмотрел в солнечные зеркальные очки – такого опухшего лица я давно не видел :) Есть совсем не хотелось , попытался поспать в палатке - тоже не легче :(. С трудом впихнул в себя немного гороховой каши, которая так толком и не сварилась на этой высоте......Потом в этот же день был спуск до 3000 м и разбивка лагеря в "Райских ночевках". Спустившись с 3500, я понял, почему это место называют "Райские ночевки" - здесь же дышится НАМНОГО ЛЕГЧЕ, прямо с каждым вздохом чувствуешь, как к тебе возвращается хорошее настроение и аппетит. Далее на следующий день спуск обратно до 2300 и празднование Дня рождения Мишы, горного туриста из Питера. Еще через день переехали к подножию Эльбруса на автотранспорте.

Выход на скалы Пастухова
На самом Эльбрусе есть подъемник, состоящий из трех последовательных подъемников. С помощью двух из них мы поднялись с 2300 до 3500. Третий, поднимающий до 3800, к сожалению не работал, и нам пришлось с гружеными рюкзаками пройти этот путь пешком :(. Подножие Эльбруса-вулкана похоже на большую стройку или карьер, поэтому никакого интереса для туриста-фотографа не представляет. Здесь ведут линию электропередач до "Приюта-11", много крупной строительной техники, поэтому проходить акклиматизацию в удаленном от Эльбруса пейзажном месте было абсолютно правильным решением туроператора. На 3800 находятся "Бочки" – "гостиница" в виде бочек, в которых проживают туристы штурмующие Эльбрус. Последняя "гостиница" под названием "Приют-11" находится на высоте 4100 м. Вот именно в ней мы и провели еще две ночевки до штурма Эльбруса. К моему удивлению на высоте 4100 я чувствовал себя вполне отлично, отдых на низких высотах позволил организму восстановиться, а прошедшая акклиматизация, по-видимому, была успешной; организм адаптировался к этой высоте (стал самостоятельно чаще дышать, повысился уровень гемоглобина в крови). После первой ночевки мы вышли до скал Пастухова (4800) и вернулись обратно в "Приют-11". С собой брали только запасную теплую одежду и перекус (шоколад, орехи, чай). Этот выход дался мне легко, несмотря на коварную погоду – был сильный ветер, сдувающий снег со склона Эльбруса, температура около минус 10. Вернувшись в "гостиницу" поужинали и около 9 вечера легли спать. Вставать нужно было в 1 ночи!!!, чтобы выйти в 2-30. Такой ранний подъем необходим для того чтобы успеть взобраться и спуститься с Эльбруса за один световой день.

ЭЛЬБРУС. 11 сентября 2009 года.

Инструктор несколько раз будил нас около 1 ночи, но я только делал вид что сплю :) На таких высотах не очень-то хорошо спится плюс волнение и ожидание самого важного дня - восхождения на Эльбрус. Где-то в 1-30 я сполз с "кровати", вышел на улицу. Прошелся по хрустящему снегу – хрустит, значит мороз приличный. По ощущению моего носа было где-то минус 15. Но к СЧАСТЬЮ совсем не было ветра. Только луна, очень яркая луна и звезды. Звезд тут во много раз больше чем в Киеве или Виннице, это однозначно. Это наверное единственный плюс разреженного воздуха :), который тут не так отражает и преломляет свет от звезд и луны.
Позавтракав, если можно так сказать про завтрак в 2 часа ночи, какой-то кашкой, мы собрали штурмовые рюкзаки, одели кошки, взяли ледорубы, палки и выдвинулись в путь. Всё!!!. Старт дан!!!. 2-40!!!….. Нас было трое – инструктор, Миша и я. Начался долгий трудный подъем. Я включил налобный фонарик, хотя было достаточно светло от света Луны, но с фонариком оно как-то веселее все-таки. Бегающий по снегу свет от фонарика вносил некое разнообразие в монотонное перемещение то одной, то другой ноги…. с каждым шагом на чуть-чуть вверх, с каждым шагом на чуть-чуть ближе к Вершине. Нас обогнал ратрак с подымающимися с "Бочек" восходителями. Ратрак может довезти до скал Пастухова (4800), далее нужно в любом случае идти на своих двух. Через несколько часов уже одного, судя по росту китайца или японца, под руки вел мужчина вниз. Китаец еле передвигал ноги. Скорее всего он не прошел достойной акклиматизации и поэтому даже ратрак ему не помог. За два с половиной часа мы дошли до скал Пастухова, сделали передышку. Отдых тут не может быть сильно длительным, поскольку разогревшись во время ходьбы можно очень быстро замерзнуть во время стояния. Идем дальше…. настроение пока нормальное, сил хватает, скоро должно появиться солнце…. во время передышек пьем чай, грызем сухофрукты, шоколад.

Около 6 утра…. РАССВЕТУ я бы посвятил наверное отдельную главу. Но как говорится лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Просто даже одно понимание того, что ты встречаешь рассвет на высоте 5000 метров, ты встречаешь его раньше, чем находящихся на сотни километров отсюда люди, заставляет порадоваться за себя :)

После рассвета была "полка", так называемая "косая полка", идущая с 5100 до 5300. Это самое скучное место на Эльбрусе. Несколько часов нужно идти по дороге шириной метра три. С одной стороны полку ограждает восточная вершина Эльбруса, которая аж на 21 метр ниже западной. Понятно что все восходители хотят на западную взобраться :). С другой стороны от полки достаточно крутой склон вниз, чтобы сорвавшись, прокатиться по нему метров 700, а может и больше, и попасть в так называемый "трупосборник". Короче говоря, не расспрашивая инструктора, почему он так называется, я понял, что по полке нужно идти осторожно, не подходя близко к склону :) Начала сказываться высота, голова потихоньку начинала болеть в области висков, силы в ногах уже становилось все меньше и меньше. К тому же закололо сердце. Я спросил у инструктора – "Ничего что у меня покалывает в области сердца?". Инструктор молодец, ответил: "У меня говорит, болит не только сердце, но еще и там, там и там :)))), так что ты забудь про свои мелочные боли и шуруй дальше!!!". Как только я перестал думать про боль, она сама собой и прошла! Тут я вспомнил, что у меня есть еще одно оружие против горянки – МП3 плеер с Чайфом!!! Это супер-оружие оживило меня в два счета, по крайней мере до "седловины" я шел и наслаждался музыкой. Чайф форева!!!
Седловина – это место между двумя вершинами, на высоте 5300, где склоны двух вершин сходятся вместе. Было около 9 или 10 утра. Седловина также и ключевое место в восхождении. По рассказам инструктора, да и в интернете я читал, что многие доходят до седловины, а дальше отказываются идти – не хватает сил. У нас тоже силы уже были на исходе, голова болела уже намного больше….Сели на снег…. попили чаю…. скушали по яблоку….мне показалось, что яблоки тут намного вкуснее и сочнее чем внизу…сидели долго рассматривая как медленно двигается небольшая группа восходящих чуть выше нас. От седловины до верхушки самый технически-сложный участок поднятия. Угол намного острее, приходится уже подстраховывать себя ледорубом или палками, то есть идти как бы не на своих двух, а на трех. Промелькнула мысль: "А на кой черт я сюда выбрался?". Но тут же я ее прогнал, подумав, что отступать поднявшись уже на 1200 метров с "Приюта-11" как бы глупо, ведь осталось всего 300 метров по высоте. И пошел… пошел первым, чуть позади меня шли Миша и инструктор. Начал уставать все чаще. 10 шагов... минута передышки….еще 10 шагов…еще минута передышки. После получасового такого хода я понял что, во-первых, без кислорода мой организм отказывается ходить, во-вторых, если я буду так идти, то не дойду и до ночи. Нужно было что-то менять в технике хождения. Первая же мысль принесла нужные плоды. Я стал часто дышать, по 3-4 раза на каждый шаг. Со стороны это похоже на то, как дышит собака, когда ей жарко. Но только тут язык не высунешь – холодно, где-то минус 15. Лицо закрыто банданой и очками для того чтобы защититься от мороза и ветра, а также чтобы не сгореть - от палящего солнца и снега, отражающего свет (парадокс природы). И… о чудо, моя техника заработала. Я смог делать без передышки наверное шагов 30-40. Таким образом я набрал еще метров 200 высоты и оставался достаточно легкий участок, почти пологий, но довольно длинный по длине, около километра. В начале этого участка сидел москвич на камушке и тяжело дышал. Я предложил ему идти на верхушку, ведь оставалось каких то полчаса ходьбы, но он отказался, сказав что идти совсем не может.. .. ничего не поделаешь, и такое бывает.

Последние метры…
Последние полчаса нужно идти практически по прямой, иногда даже спускаясь. Здесь моя походка наверняка была похожа на походку пьяного человека. Головная боль не увеличивалась, но и не уменьшалась. Я записал несколько видеороликов на мобильный телефон довольно грустным голосом…. В конце этой прямой последняя, высотой метров наверное десять горка, которая и есть вершина Эльбруса, на которой уже стояли первая взошедшая в этот день четверка. Дойдя до подножия этой горки я решил подождать Мишу, чтобы вместе взойти последние метры. Мы даже успели пару раз еще отдохнуть за эти метры :), растянуть долгожданную победу!!!

С ГОРОЙ! Так тут поздравляют!
Меня спрашивают – ну что, какие там эмоции на верху, про что думаешь? А какие могут быть эмоции у человека, 9!!! часов поднимающегося по ледовому склону в кошках, у которого болит голова и не ходят ноги??? Мысль одна – побыстрее пофотографироваться и быстро вниз, к воздуху, к кислороду, к жизни!!!! А ведь вниз еще идти, как потом оказалось, 6 часов. Поэтому я почувствовал ВКУС ПОБЕДЫ наверное спустя неделю, а может быть даже две, а может быть вот только сейчас, спустя месяц после восхождения, когда появилось желание его описать...
Просмотров: 1838 | Добавил: Shaman | Рейтинг: 5.0/1
Рейтинг туристических сайтов Украины. Показано число посетителей сегодня, среднее число посетителей за сутки, оценка сайта Туризм и активный отдых. Поход Крым, поход Кавказ, поход Алтай, поход КарпатыACTIVE-рейтинг туристических сайтов. Туризм и отдых